(8652) 99-17-86
Самоповреждающее поведение подростков

На сегодняшний день мы часто сталкиваемся с самоповреждающим поведением у подростков. Тревогу и страх испытывают не только родители, педагоги, но и психологи.

Как различить, чем отличаются самоповреждающее поведение с суицидальными целями и самоповреждающее поведение демонстративного характера? Психолог, психотерапевт Стивен Ливенкрон дает следующее определение: «Самоповреждение – путающий барьер, который не позволяет нам увидеть человека, который теряется в боли и отчаянно нуждается в помощи». Еще одно определение: «Самоповреждение как намеренное нанесение себе телесного вреда, имеющего малую вероятность летального исхода, социально не приемлемое по своему характеру и производимое с целью уменьшить и/или справиться с психологическим дистрессом». На сегодняшний день существует большая разница в отношении к телу между подростками России, Европы и тем более Африки. Многие исследователи говорят о том, что татуировки на теле могут выглядеть таким образом, что они могут напоминать самоповреждающее поведение. Трудно понять где же эта граница между самоповреждением и желанием украсить себя. Хотя татуировки сейчас принято накалывать во всем мире.

К признакам не суицидального  самоповреждающего поведения (НСП) относят множественные шрамы, свежие порезы, сильные царапины, синяки и другие раны. Всегда имеют при себе острые режущие предметы.  Носят одежду, которая полностью закрывает руки и ноги, даже в жару. Часто запираются в комнате. Они часто говорят о беспомощности, одиночестве, собственной бессмысленности.  Обычно повреждают руки, ноги, нижние конечности. Многие подростки отмечают, что это следствие неспособности справиться с психологическим напряжением и душевной болью. Наблюдаются трудности в распознавании, понимании, контроле, выражении эмоций. Наиболее распространены переживания безнадежности, паники, гнева, ненависти к себе, растерянности, отверженности.

Наиболее распространенные виды НСП - прижигания, которые обычно совершают либо сигаретой, либо зажигалкой, либо чем-то горячим. Обычно ранят руки, ноги (нижние конечности), реже торс, и делают это в основном перед сном. Также повреждениями могут быть порезы, царапины, удары и щипки, выдергивание волос, навязчивые прокалывания кожи. Часто это действия, которые мешают заживлению ран, болячек. В основном руки себе режут девочки (около 60%), а мальчики прижигают себя или наносят себе глубокие порезы.

К факторам риска НСП относят подростковый возраст, чувство безнадежности, одиночества, низкая самооценка, негативное представление о себе и других. Проблемы буллинга. Чаще всего могут быть конфликты и кризисы в семье, конфликты со значимым родителем, когда нет теплых и доверительных отношений. Импульсивность, сниженный контроль, эмоциональная лабильность, употребление психотропных веществ, друзья, которым хочется подражать. Фактор семейной враждебности и постоянного критицизма. Психические расстройства, пограничные расстройства личности, депрессии, расстройство пищевого поведения, ПТСР.

Начинается это в подростковом возрасте и проходит к 20-22 годам. По некоторым исследованиям 45% подростков наносят себе резанные раны, но скорее всего цифры выше, т.к не все обращаются за помощью, и многие скрывают этот факт. Достаточно многие случаи самоповреждений связаны с дистрессом, но есть случаи, связанные с позитивным подкреплением. Очень трудно определить, чем отличается самоповреждение от последовательных демонстративных попыток. Если это делается один раз, то это скорее всего эксперимент. Часто это привлечение внимания у противоположного пола, чтобы показать, насколько сильны чувства, или доказать что-то, проверить на прочность.  За последние 20-30 лет изменилось отношение к телу, значимость внешних проявлений стала более весомой. Подростки стремятся работать над собой, над своим внешним видом. Человеческое тело ставится на высокий уровень, при этом в подростковом возрасте именно тело вызывает наибольшие проблемы у детей (то ноги короткие, то длинные, прыщик появился - это ужас, темненькие красятся в белый цвет, светленькие, наоборот, кто-то недоволен носом или ушами). В это время меняется гормональный фон, и само тело растет не всегда пропорционально. Главным является кризис идентичности – "Я должен кому-то соответствовать". Кроме того, раздвинулся сам подростковый возраст, так называемая зона безвременья. На образование уходит очень много времени, и современные подростки взрослеют позже, чем подростки предыдущего поколения. Кризис идентификации затягивается, становится более травматичным. Ещё одна характерная черта для современных подростков - это эмоциональная нестабильность. Часто наблюдается такая дихотомическая картина - либо все плохо, либо все хорошо. Присуща романтизация своего образа, попытка быть необычным – это очень способствует экспериментированию со своим телом. Подражание:  один начинает "увлекаться" повреждениями, и часто подключаются другие. Возникает своеобразный атрибут принадлежности - наличие порезов определяет подростка, как "своего".  

Причины, по которым дети прибегают к НСП следующие:

справиться с утратой, травмой, насилием;

наказать себя;

перевести психологическую боль в физическую;

жажда эйфории;

почувствовать контроль над своим телом;

справиться с тревогой или депрессией;

Часто к самоповреждениям прибегают из-за недовольства весом тела: сидела на диете - сорвалась - нанесла порезы (наказала своё тело). Внутренняя пустота, отсутствие чувств и эмоций - ещё одна распространённая причина НСП. И когда подростки режутся, то они как бы ощущают себя живым и возвращаются к реальности. В самом общем виде известно, что при нанесении себе боли срабатывают механизмы, когда выбрасывают эндорфины в кровь, и это рассматривается как физиологический механизм, когда при причинении себе порезов возникает ощущение удовольствия и так закрепляется это поведение, как бы позитивное подкрепление. Но известно, что чем чаще наносятся самоповреждения, физическая боль притупляется, снижается болевой порог и происходит снижение чувствительности вообще.

В чем же разница между СП с суицидальным характером и суицидами. Цель суицида - стремление к смерти. При самоповреждении такой цели, здесь совершенно другие цели, для достижения которых вовсе не обязательно сводить счёты с жизнью.

Взрослые сначала реагируют испугом, но потом он чаще всего перерастает в злость. Учителя так же часто испытывают злость и беспомощность. Они опасаются такого поведения и часто относят его к сфере криминала, что не соответствует действительности. Трудно сочувствовать, когда это повторяется регулярно, и часто родители проявляют деструктивное поведение. Важно понять, что же происходит с ребенком, зачем он это делает, каковы его мотивы. И психолог становится неким медиатором между подростком и взрослыми. Грамотная работа с родителями снижает напряженность самоповреждающего поведения. Родителям важно не впадать в панику и гиперконтроль, так как он нарушает эмоциональные связи, которые лежат в основе семьи. В случае повышенного контроля ребенок все больше начинает защищаться и отодвигаться, и родитель теряет связь с ним.

Важно быть внимательным к своим детям и вовремя обращаться к психологу за помощью.

С уважением, консультант телефона доверия Анна