1. Отношение к школе и урокам:
* не хочет ходить в школу, прогуливает
* не хочет участвовать во внешкольных мероприятиях, хотя раньше ему это нравилось
* снижается успеваемость
* избегает разговоров о школе
* часто приходит расстроенным после школы
2. Поведение и общение:
* не ест в школе, приходит голодным, просит дополнительные деньги
* перестаёт общаться с другими детьми, стремится к уединению
* избегает разговоров об одноклассниках, отказывается звонить кому-либо, если забыл записать домашнее задание
* часто теряет или ломает свои вещи
* приходит домой слишком поздно или слишком рано без объяснений
* расстраивается после звонков или сообщений на телефон
* имеет синяки или травмы, старается прикрывать их, не объясняет убедительно их появление
* становится слишком осторожным и уступчивым
3. Настроение
* тревога
* раздражительность, злость
* печаль, продолжительная подавленность
4. Здоровье
* частые боли в животе, тошнота
* частые головные боли
* исчезает или резко повышается аппетит
* бессонница, ночные кошмары
* утомляемость
* нервные тики
* энурез
Чем дольше жертва находится в ситуации буллинга, тем больше развивается склонность к развитию психических расстройств, тяжелых форм депрессии, а также повышается вероятность самоповреждающего поведения и суицида.
* если вы замечаете признаки того, что ребёнок может подвергаться буллингу, прежде всего, постарайтесь понять истинную причину происходящего с ним, убедитесь, что ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
* доброжелательно и открыто поговорите с ребенком в спокойной обстановке, где вас ничего и никто не отвлекает
* в разговоре используйте такие фразы, как: «я тебе верю», «я тебя люблю», «мне жаль, что такое случилось», «ты не виноват», «к сожалению, такое случается и с другими детьми тоже, ты не один», «хорошо, что ты рассказал», «я тебе помогу».
* сообщите о буллинге учителю и школьному психологу;
* вместе с ними найдите способ выхода из этой ситуации;
* если ребёнок сильно напуган, не заставляйте его идти на следующий день в школу;
* при сильном стрессе можно перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
* найдите психолога для ребенка
* обвинять ребенка и спрашивать, как он мог такое допустить
* обвинять себя в том, что вы сделали что-то не так в воспитании ребенка: в ситуацию буллинга может попасть любой
* требовать, чтобы ребенок дал сдачи: ответная жестокость и ещё большая агрессия только увеличит уровень опасности ситуации
* игнорировать, обесценивать сложность ситуации, высказываться о том, что всё пройдёт само собой