(8652) 99-17-86
Как справиться с тревогой и стрессом

Говоря доступным языком, стресс – это ощущение, что жизнь переполнена проблемами и угрозами (подробнее можно прочитать в книге ВОЗ «Важные навыки в периоды стресса: иллюстрированное пособие»).

Бывает так, что в состоянии тревоги или стресса, человек не может продуктивно справляться даже с обычными текущими делами. Что же делать с этим?

В жизни бывают такие периоды, что иногда не хватает сил на обычные текущие дела, которые вы делали, даже не думая об этом. В последнее время социальные условия часто меняются, и многие люди не успевают адаптироваться к ним, как наступают новые изменения. Напряженная работа или потеря работы сильно отражается на психологическом состоянии человека. Это приводит к стрессу или у человека появляется состояние тревоги, когда он не уверен в завтрашнем дне и постоянно ждет каких-то перемен, не может спланировать свои действия на долгосрочный период. На данный момент необходимо внимательно обращать своё внимание на своё психологическое состояние, чтобы вовремя принять какие-то меры, о которых я расскажу далее, или обратиться за помощью к психологу. Многие люди даже не понимают, что находятся в состоянии стресса. Будьте внимательны к своему здоровью. Постоянное состояние стресса влияет не только на ваше физическое состояние, но и на психологическое – это апатия, упадок сил; и если вовремя не принять какие-то меры, то это может привести даже к депрессии. Если вы заметили снижение активности, то пора изменить состояние и научиться справляться с внешними обстоятельствами. Но самое главное следить внимательно за своим состоянием.

Составьте список текущих дел.

Конечно, вы можете подумать, что это ерунда, но поверьте – это работает. В состоянии стресса или тревоги ухудшается память и концентрация внимания, и вы  можете что-то забыть или допустить какие-то ошибки в работе. Список ваших дел, отмеченных на бумаге или в телефоне, поможет вам зафиксировать важные дела на определенный день. Начинайте свой день с составления графика всех важных моментов работы и каких-то других текущих моментов. Таким образом, вы в какой-то мере снизите чувство тревоги, вы не будете испытывать чувство тревоги по поводу если чего-то забыли. Не стОит увлекаться долгосрочным планированием, когда вы переживаете стресс.

Перерывы в работе.

Обычно – это называют «передышка». Необходимо отвлекаться от своей работы хоть бы на 5 -10 минут. В любой работе вы можете себе это позволить. Если работаете в офисе, можно выйти на улицу, поговорить с кем-нибудь или сходить в ближайшую кофейню. Во время перерыва, ваш мозг должен переключиться на что-то другое, вам необходимо отвлечься от работы, чтобы потом приступить к работе с новыми силами. И такие перерывы должны быть регулярными. Как «переключить» мозг на что-то другое, когда вокруг столько тревожных моментов? Целенаправленно, последовательно сосредотачивайте внимание на том, что за ощущения вы испытываете, что вы делаете, что происходит вокруг вас. Например, не спеша обратите внимание на форму, цвет, текстуру чашки, которую вы держите, на температуру и вкус напитка и так далее.

Необходимо давать себе отдыхать.

Не надо заниматься работой в выходные дни, или задерживаться на работе допоздна – это не приведет ни к чему хорошему. Уставшие, вы можете допустить ошибки в работе или потратите на много больше времени на её выполнение, чем требуется. В выходные дни необходимо отдыхать, прогулки, лес, рыбалка, т.е. займитесь тем, что вам нравится. Подготавливать себя к следующей трудовой неделе необходимо, вы не сможете полноценно работать без хорошего отдыха. Следите за состоянием организма; и если чувствуете себя уставшим, то не берите подработку. Ваши силы не безграничны, их постоянно необходимо восполнять отдыхом. Иначе вы не сможете продуктивно работать, но и можете получить расстройство физического, эмоционального и психологического состояний. Сделайте свой отдых полноценным: занимайтесь в это время тем, что вам нравиться: встречайтесь с друзьями, хобби, развлекайтесь, занимайтесь тем, что приносит вам радость. Физическая активность (пробежка, бадминтон и так далее) – замечательный способ дать мыслям отдых, а тревоге – выход; кроме того, это заряжает энергией.

Разделите работу на периоды упадка и подъема сил. 

Следите за своим состоянием, необходимо вовремя понимать изменения вашего состояния. Может быть, что вы чувствуете себя прекрасно, полны сил и энергии, но наступает период, когда сил нет. В основном у всех людей такие моменты чередуются. Спланируйте выполнение работы таким образом, конечно если это позволяет специфика работы, что самые тяжелые дела необходимо выполнять на период подъема энергии и сил; а мелкие, текущие дела выполняйте во время упадка сил.

Необходим план действий на худшие ситуации.

Иногда человек, который находиться в состоянии стресса, страдает не только от упадка сил, но и от переживаний о будущем. Нам всем это свойственно. Мы раскручиваем в своей голове десятки вариантов негативных событий и начинаем переживать о том, чего даже еще не произошло. Состояние тревоги, переживания отнимают много сил и энергии у человека. Поэтому не фантазируйте о сотнях неприятностей, а сконцентрируйте всю эту умственную энергию и подумайте в трёх направлениях – какой наилучший, наихудший и 1-2 промежуточных варианта развития событий может случиться? Продумайте план действий для преодоления плохих событий, которые могут произойти в ближайшее время, как их можно предупредить, а также продумайте – как вам сохранить себя в работоспособном, здравомыслящем, уверенном состоянии (обычно здесь помогают простые и доступные вещи: сон, здоровое питание, физическая активность). Продумайте в деталях – как вы успешно преодолеваете все испытания, какие вам пригождаются ресурсы. Таким образом, вы избавитесь от тревоги и переживете кризисный период на много легче.

Будьте к себе терпимее.

Поймите, что любой человек не может постоянно идеально выполнять работу постоянно, у всех бывают ошибки. Каждому человеку нужен полноценный сон, отдых, здоровье и мотивация. Не ругайте себя за допущенные ошибки, они у всех бывают, лучше успокойтесь, восполните свои силы, чтобы потом начать жить или трудовую деятельность с новыми силами.

С уважением, специалист «Телефон доверия» Влада.