(8652) 99-17-86
В настоящее время актуальна стала тема насилия в школах.

Само понятие буллинг (травля) было введено в середине 20 века профессором психологии Даном Ольвеусом. Буллинг - это умышленное, постоянное преследование жертвы, когда жертвой является один из членов коллектива. Насилие, которое выражается в разных формах с целью подчинить человека своим интересам, напугать, вызвать тревогу. Чаще всего буллинг совершается несовершеннолетними в возрасте 14-16 лет, в то время, как наказание за это несут родители. Когда же психологическое насилие оказывают несколько человек, тогда это называется "моббинг". Такая травля имеет несколько форм. К ним относятся: физическое насилие - это когда жертву толкают, пинают, дергают за косы и т.д. Такое насилие может быть как слабой степени, так и сильной, когда уже наносятся серьезные побои и увечья. Такой буллинг легче пресекать, т.к. его последствия ясно видны и тирана можно привлечь по закону. Экономический буллинг выражается в том, что у ребенка отбирают деньги, ценности, вещи, пачкают одежду. Ну и кибербуллинг, которой появился относительно недавно, его еще называют троллингом. Кибербуллинг - это насилие в социальных сетях. Когда по электронной почте или смс посылаются письма с угрозами, сплетнями, издевательства над младшими школьниками или сверстниками, их снимают на видеокамеру и выставляют на всеобщее обозрение. Он опасен тем, что эти сведения о жертве распространяются практически мгновенно и становятся общедоступными.

Чаще всего травля и издевательства встречаются в школах и способствует этому микроклимат внутри общеобразовательного учреждения. Характерной чертой буллинга является тот факт, что силы агрессора и жертвы не равны. В силу физической слабости или других причин, жертва не может себя защищать. Если силы равнозначны, то это не буллинг, это конфликт. Агрессор постоянно, регулярно оказывает насилие. Разовое оскорбление буллингом не считается. Как только появляется возможность, буллер будет издеваться и угнетать свою жертву. Издевательства, насилие, оскорбления и травля вызывают у жертвы психологическую травму.

Основной целью буллера, как правило, является желание скрыть свою несостоятельность. К лидерству это не имеет никакого отношения. Как правило, ведущим мотивом является зависть, месть, личная неприязнь, желание привлечь к себе повышенное внимание, борьба за власть. Когда идет борьба за власть, к буллеру присоединяются помощники или свидетели. Свидетелей отличают такие черты личности, как низкая самооценка, у них отсутствует сопереживание и сочувствие, они легко поддаются чужому влиянию, ведомы.

Моббинг, или групповое насилие, имеет более сильный и длительный эффект, что приносит более серьезные и разрушительные последствия для психики ребенка, чем индивидуальное насилие. Более сильные начинают травить более слабых. Иногда сами учителя могут этому способствовать, если заводят себе любимчиков или, наоборот, кого - то недолюбливают и дети являются этому свидетелями. Когда позволяют и не пресекают вовремя конфликты между учениками, стараются не замечать и не брать на себя ответственность, тем самым поощряя развитие буллинга в школе.

Кто же такие буллеры? Это дети и подростки с очень низкой самооценкой, которые пытаются поднять ее за счет других ребят. Ими могу быть дети из неблагополучных семей, где им не уделяют внимания или обижают. Тогда они свою агрессию несут в школу и там выплескивают. Дети, которые растут в семьях с достаточно низким уровнем воспитания. Когда ребенок стремится стать неформальным лидером и ему нужно внимание. Когда дети приносят с собой негативный опыт травли из других школ или групп. Так называемые "мажоры", дети из обеспеченных семей, когда им не хватает любви и понимания так, как родители все время работают.

Кто же чаще всего становится жертвой? По сути, насилию и травле может подвергаться любой. Но есть одно качество, которое объединяет все жертвы - это яркая эмоциональная реакция на унижения и приставания. Агрессор, как только увидел страх, злость или обиду, сразу понимает, что добился своего и благополучно начинает подпитываться от жертвы все чаще и коварнее. Если реакция на буллинг будет равнодушной, то обидчику это скоро наскучит и он отправится искать другую жертву. Чаще всего объектом буллинга становятся дети с физическими особенностями или недостатками, дети из малообеспеченных семей, дети с нестандартным мышлением, с заниженной самооценкой, дети из неполных семей. Жертвами могут быть самые красивые или не очень девочки, двоечники или отличники, любимчики учителей, дети из семей с низким уровнем дохода. Часто это "домашние" дети или замкнутые, с трудностями общения в коллективе.

Что же делать и как бороться с этим насилием? Главную роль в пресечении травли в школе, конечно, выполняют учителя. Важно, чтобы они вовремя пресекали насмешки и оскорбления. Если они заметили подобный инцидент, они сразу должны объяснить, что так нельзя. Если ребенок является белой вороной в классе, надо дать ему возможность для самовыражения, помочь ему самоутвердиться в классе и поднять его авторитет. Часто проводить мероприятия, игры, тренинги для сплочения одноклассников. Дети часто копируют поведение взрослых и важно самому быть примером. Пресекать все насмешки и унижения кого - бы то ни было. Если в классе находится агрессивный ребенок, то нужно направить его агрессию в позитивное русло. Как только появились признаки буллинга в классе, нужно сразу сообщить об этом родителям обеих сторон. И принять меры для выхода из этой ситуации.

Последствия буллинга опасны и печальны для каждой из сторон. Так, например, у булеров развиваются деструктивные черты личности и им сложно в дальнейшем построить близкие и гармоничные отношения. У свидетелей травли не ясное понимание роли личности в обществе. Часто они испытывают чувство вины и стыда, за то, что поддержали насилие и не защитили жертву. Ну и очевидно, что самую тяжелую травму переживают жертвы насилия. Они очень долго носят в себе все обиды и унижения, перенесенные в школьные годы.

Буллинг в школах можно сравнить по тяжести с семейным насилием. Самой тяжелой реакцией на буллинг является суицид, когда ребенок не видит выхода из этой травмирующей ситуации и уже не может найти в себе силы противостоять агрессору. В других случаях они начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, что бы снизить степень напряжения. Но самым ужасным может быть скулшуттинг. Когда все заканчивается массовыми убийствами в школах. Чтобы справиться с последствиями школьной травли, приходится обращаться за психологической помощью.

Советы психолога родителям: в большинстве случаев конфликты можно избежать, если мамы и папы будут внимательнее относиться к своим детям, обращать внимание на те, или иные изменения в поведении ребенка. Если появилась излишняя тревожность, нарушен сон, ребенок категорически отказывается идти в школу, на его теле появились ссадины или кровоподтеки, испорчена школьная форма, ребенок стал подавленным, молчаливым или появилась слезливость, то надо первым начать разговор, т.к. ребенка могли запугать и он боится поделиться с родителями. Разговор надо вести мягко, без нажима и обвинений. Дайте понять вашему ребенку, что вы на его стороне, что вы готовы сделать все возможное, чтобы решить проблему. Поговорить с классным руководителем и родителями другого ребенка. Объяснить ребенку, как правильно вести себя в данных ситуациях. Если случай тяжелый и достаточно затянувшийся, можно рассмотреть переход в другую школу.

Если же ваш ребенок является инициатором и зачинщиком травли и обижает и издевается над другими детьми, то первым делом его нужно остановить и создать ему условия, в которых он пересмотрит свое поведение. Поговорите с ним, выясните причины такого поведения и постарайтесь их устранить. Не надо наказывать, так как это может привести к потере доверия ребенка. Дать понять, что вы его любите и готовы простить, если он поменяет свое поведение. При необходимости обратиться к психологу.

Советы детям: вы должны понять, что не виноваты в таком отношении к вам со стороны других детей. Помните, что пристают к тем детям, которые необычны и вызывают интерес у других людей. Если к вам придираются, цепляют, значит, вы интересная личность. Воспитывайте в себе уверенность и твердость. Когда вы будете игнорировать и перестанете давать эмоциональную реакцию, то от вас просто отстанут, т.к. агрессор потеряет к вам интерес. Не замыкайтесь в себе и не покрывайте того, кто вас обидел. Расскажите о том, что случилось близким вам людям (родителям, брату или сестре, друзьям). Важно помнить, что попросить о помощи, это нормально для любого человека, попавшего в беду.

С уважением, специалист «Телефон доверия», Анна.