(8652) 99-17-86
Как повысить мотивацию к учебе у подростков

Очень часто мы можем наблюдать даже у взрослых людей, что начиная какие-то дела, поначалу им кажется очень это интересным, но через время они их выполняют как-то без удовольствия, с неохотой или совсем прекращают этим заниматься. Что же происходит с ними? Процесс, который толкает нас к выполнению какой-то деятельности, называется мотивацией. Изначально человек ставит цель, находит пути к ее реализации, видит причины для ее реализации. Но через время все это становится незначительным. Что же происходит?

Многие родители встречают такие проблемы у детей с учебой. В начальных классах такая проблема возникает редко. Просто в таком возрасте не бывает детей без желания познать что-то и им хватает того, что их хвалят за хорошие оценки. В этом случае необходимо просто эту потребность к знаниям правильно направить. А вот с многими подростками это уже не работает.

Многие подростки теряют интерес к учебе в 12-14 лет, и не надо это списывать на переходный возраст, лелея себя тем, что все само собой наладится. Подростковый возраст – это очень не простой период в жизни ребенка. А для родителей даже в какой-то мере опасный тем, что они могут просто потерять авторитет в глазах ребенка. Постоянные конфликты из-за учебы или резкое осуждение ребенка могут привести к более сложной ситуации. Обычно подростки в таких ситуациях хотят что-то доказать, показать себя взрослыми. В таком возрасте у детей появляется много других интересов. Им нравится проводить много времени с друзьями, обычно задерживаются после прогулок, проводят много времени в гаджетах или у телевизора. И в этом случае родителям необходимо понять, что в таком незрелом возрасте, ребенок просто не осознает всю необходимость и важность в хорошем образовании.

В этом то и заключается задача родителей.

Необходимо объяснить ребенку будущие перспективы хорошего образования и как это может повлиять на его будущею жизнь – карьера или достойный достаток в его семье. Необходимо показать преимущества хорошей учебы в его дальнейшей жизни ярко и в красках.

Подросток должен с вашей помощью понять и осознать все преимущества образования. А родителям необходимо понять, «услышал» вас ребенок или нет. Все разговоры о том, что школьные знания необходимы, чтобы найти хорошую работу, что знания в школе дадут какой - то фундамент в дальнейшем образовании будут иметь смысл только тогда, когда ребенок уже поднимал такие вопросы и он хочет принять помощь. Ведь многие проблемы могут возникнуть просто из-за конфликта со сверстниками или учителями, просто незнания какого-то предмета или неуверенности в себе. Родителям, прежде всего, необходимо разобраться в ситуации, попросить учителя о дополнительных занятиях, воспользоваться репетитором, или обратиться за помощью к психологу.

Что же делать, когда ничего этого не помогает?

В возрасте подростка почти у каждого ребенка есть какое-то увлечение. Обратите на это внимание. И, скорее всего, это увлечение привязано к какому-то школьному предмету. В таком случае попробуйте принимать в этом участие, подбрасывая интересную информацию в этом направлении. Возможно, ребенок увлекается компьютером. Попробуйте заинтересовать его больше. Расскажите ему о новейших разработках в этой сфере, как создаются компьютерные игры, какие компании создают программное обеспечение и где можно научиться этому в совершенстве, в какой ВУЗ поступить, что необходимо для поступления. Конечно, один разговор на эту тему не принесет результата, это займет какое-то время. Для начала, что бы ребенок увидел вашу заинтересованность, вы подбрасываете ему интересную информацию в этой области. Пусть он почувствует вашу поддержку. А затем ненавязчиво переходите к вопросам обучения в ВУЗе. Этот пример работает так же и с другими предметами (математика, биология, физика…) С таким подходом ребенок начинает учиться лучше сначала по тем дисциплинам, которые ему интересны. Он получает хороший опыт в изучении отдельного предмета, который он в дальнейшем может использовать и в изучении других предметов. А поставленная четко сформированная цель подтолкнет его к упорной работе и в целом по всей школьной программе. 

Другой вариант - когда ребенок совсем не проявляет интереса даже к отдельным предметам, но у него есть какое-то увлечение. И вот из этого можно извлечь что-то полезное. Подойдите к этому творчески. Например, вашему ребенку нравится слушать иностранную музыку, или он считает себя фанатом какой-то современной американской группы. Послушайте эту музыку вместе с ним и предложите ему несколько песен перевести на русский язык. Конечно, без знаний английского языка это сложно. А вот с его знанием можно не только полноценно слушать музыку на английском, но и общаться с фанатами на форумах из других стран.

Есть в жизни и другая ситуация, наверное, самая сложная. Это когда у вашего ребенка вообще нет никаких увлечений, хоть как - то связанных с учебным процессом. Обычно таким подросткам нравиться только гулять с друзьями. С уверенностью могу сказать, что в таком случае может помочь трудотерапия. И все здесь очень просто – необходимо дать почувствовать подростку на деле все прелести труда без образования с мизерной зарплатой. Например, в каникулы устройте его на работу куда-нибудь на склад со стандартной зарплатой. Зачастую это работает и осенью ребенок будет по - другому относиться к учебе.

Все эти примеры универсальны для любых ситуаций и с творческим подходом, умом и при должном терпении можно найти решение в любой ситуации.

Но есть еще очень важный момент для родителей -  вы сами в первую очередь должны определить: чего именно вы ждете и что хотите от своего ребенка? Может, чтобы у него был прекрасный аттестат?  Или чтобы он был действительно счастлив, имел любимую работу и был увлечен своей деятельностью, работая с интересом, нашел бы свое призвание.

 С наилучшими пожеланиями, консультант телефона доверия, Влада.