(8652) 99-17-86
Селфхарм. Зачем? Что происходит с людьми, которые это делают?

Любое поведение человека несёт за собой какие-либо функции, давайте сегодня постараемся разобраться с тем, почему некоторые люди наносят себе самоповреждения.

Здесь можно выделить желание почувствовать себя лучше. Обычно, когда с человеком происходит что-то плохое он начинает заниматься вещами, которые поднимают ему настроение. Например, общаются с друзьями, играют в компьютер, едят вкусную пищу. Этому мы учимся ещё в детские годы, когда родители для того что бы отвлечь своего малыша от плача жалеют его, отвлекают его внимание на что-то хорошее, например, на книгу с красивыми картинками или на предстоящую прогулку по парку. И когда это происходит раз за разом мы при помощи мамы или папы учимся регулировать, совершая приятные действия или обращаться к кому-то за помощью, для улучшения настроения.

У самоповреждающего поведения есть свой уникальный механизм, при причинении себе боли в мозге начинают выделяться эндорфины. Это вещества, позволяющие почувствовать себя лучше, спокойнее, ввести организм в состояние покоя. И человек испытывая сильные эмоциональные страдания повреждает своё тело, для достижения этого состояния. На короткий период ему становится легче.

Так же можно выделить механизм отвлечения. Когда человек очень сильно расстроен, он делает себе больно и его внимание отвлекается на эту боль. Грубо говоря, чтобы не переживать, например, расставание с парнем, можно сфокусироваться на боли.

Туда же можно отнести и самонаказание и самомотивацию. Так часто поступают дети, которые воспитывались жесткими родителями, которые что бы добиться чего- то от ребёнка прибегали к угрозам и частым наказаниям. Позже, это встраивается в картину мира. Если я что-то не сделал, то я должен понести наказание. Если наказания не последует, то я буду чувствовать себя плохим. Наказал себя – вроде уже легче. То есть субъективная невыносимость эмоций.

Ещё одной функцией селфхарма можно назвать коммуникативную. Например, ребёнок растёт в семье, где его эмоциональные потребности по разным причинам не удовлетворяются. Для этого может быть множество причин: непонимание родителями проблем ребёнка, замкнутость и невозможность рассказать о своих переживаниях, обесценивание ситуации с которой ребёнок обратился или просто недостаточность ресурса, когда у родителей, свои трудности, которые необходимо пережить и на ребёнка не остаётся внимания (развод, увольнение с работы и прочее). Это вовсе не значит, что родители «плохие» - они могут быть перегружены работой и проблемами, могут быть действительно неспособными понять проблемы ребёнка в силу собственного темперамента и опыта, могут активно пытаться помогать подростку решать его проблемы — но каким-то совершенно неподходящим для него способом... И просьбы подростка о поддержке в таких случаях просто не срабатывают. В какой-то момент подросток может себя порезать, подсмотрев эту идею в интернете, книге или фильме. Родители, видя это, начинают бить тревогу и уделять ему всё своё внимание, но через какое-то время опять становится всё так как было. Ребёнок запоминает, что есть способ добиться того что ему необходимо. И ситуация повторяется.

Иногда самоповреждения являются проявлением серьёзного психического расстройства. Например, ребёнок может слышать «голоса» - и повредить себе ухо, пытаясь достать «голос» из головы. У кого-то возникают странные ощущения на коже или под ней, что влечёт за собой повреждения кожи: кто-то пытается прогнать «микробов», кто-то - «достать чип» и т. д. По бредовым мотивам человек может решить, что та или иная часть тела ему попросту не нужна. Такого рода самоповреждения встречаются реже всего, чаще люди стараются «отрегулировать» свои эмоции 

Селфхарм является сигналом неблагополучия в жизни ребёнка. Очень важно понять его функции для самого человека. Воспользуйтесь помощью профессионалов. Психолог может оказать поддержку и помочь выстроить правильную линию поведения.

Если вам сложно с этой темой, позвоните нам на телефон Доверия: 8(8652)99-17-86. С уважением, консультант телефона Доверия, Алла.