(8652) 99-17-86
Признаки того, что ваш ребенок может быть зачинщиком буллинга

* приходит домой с синяками/царапинами

* приносит домой чужие вещи или деньги;

* обесценивает переживания других людей, не сочувствует, проявляет жестокость, грубит, в том числе и взрослым;

* новые друзья, «дурная компания», где ценится агрессивность, эпатаж, нарушение правил.

* с удовольствием рассказывает о неудачах, произошедших с определенными одноклассниками.

* любит командовать

* любит быть в центре внимания

* готов применять насилие для самоутверждения

* считает, что люди делятся на «сильных» и «слабых», и первым можно всё.

* импульсивный, возбудимый, конфликтный, со слабым самоконтролем

* активный и общительный, стремится к лидерству («звезда» класса или хочет быть «звездой»), имеет высокий уровень притязаний

* не любит соблюдать правила.

 Замечено, что ребенок может начать проявлять агрессию как реакцию на семейные обстоятельства. Например, в семье

* ... произошёл сильный стресс: развод, резкая смена материальных условий, смерть родственника и так далее. В такой ситуации ребенок попросту может не понимать, как еще можно справиться и выплеснуть негативные чувства, кроме как проявить агрессию.

* … по разным причинам не хватает эмоционального тепла и поддержки (например, дети в неполной семье, в которой родитель очень много работает; сироты в опекунских семьях и так далее). В таком случае ребёнок может давать выход своим эмоциям и привлекать к себе внимание, провоцируя травлю.

* … по разным причинам предпочитают авторитарное, жесткое воспитание, и некоторые дети, ограниченные строжайшими правилами, запуганные и/или забитые дома, пытаются выплеснуть свой гнев и страх на более слабых сверстников

Что делать родителю?

Расскажите ребенку о том, что вы узнали о произошедшем в школе, что вас это беспокоит и вы хотите узнать подробнее от него, что произошло.

Попытайтесь понять, почему ребенок вёл себя так, а не иначе. Задавайте уточняющие вопросы, не осуждая. Не устраивайте допроса, но поинтересуйтесь: что заставило вашего ребенка участвовать в травле: чего он хотел добиться, какие эмоции он переживал. Признайте эмоции своего ребенка: например, «я понимаю, как это может злить».

Называйте вещи своими именами: «То, что вы делаете — это травля/ насилие». Ребёнок, который провоцирует травлю, может воспринимать ситуацию как игру, шутку или как безобидное проявление личной неприязни. Ребенок в силу возраста может не понимать серьёзности происходящего и тяжести последствий. Расскажите простыми словами, какие чувства травля может вызвать у ребенка, поделитесь фактами (например, о том, что оскорбления так же вредны, как и драка, что это мешает дружить и учиться всему классу). Ваша задача — рассказать, но при этом не запугать или пристыдить своего ребенка. Стройте разговор так, как будто вашему ребенку не хватает информации, а не моральных качеств.

Обозначьте отношение к происходящему: «Такое поведение недопустимо», «это серьёзная проблема, причём не только твоя, а всей группы (класса, компании). Нужно срочно принимать меры и мы будем решать эту проблему вместе».

Обсудите с ребёнком дальнейшие действия. Понимая, что именно привело вашего ребенка к травле, вы сможете договориться с ним о правилах поведения и способах того, как ему помочь: как можно пережить сильные чувства, не обижая других, как можно почувствовать себя сильным и оказаться в центре внимания, не унижая более слабых, и так далее. Можно и нужно привлекать специалистов в помощь, проследить за тем, чтобы ребенок не получал каких-либо социальных бонусов от травли и понимал, что провоцировать травлю - «не круто».

* Если вашему ребенку не хватает социальных навыков, то им можно обучить. Например, для некоторых детей не очевидно, почему вежливость и соблюдение правил поведения в классе — важны, почему нельзя смеяться над необычной внешностью, почему нужно сначала пробовать решить спор словами, а не кулаками и так далее. Если подобная проблема существует, ребёнку как минимум необходимо дополнительное объяснение.

* Если ваш ребенок возбудим, импульсивен и агрессивен, то ему нужны навыки управления своими эмоциями и специалист, который может этому обучить.

* Если ваш ребенок претендует на лидерство и/или внимание, то ему можно предложить другие способы получения статуса и влияния: развивать его сильные стороны, накапливать реальные достижения в сфере его интересов, читать книги/ смотреть видеоролики о повышении своей популярности.

* Если ребенок страдает от недостатка свободы и избытка жестких правил, то можно рассмотреть варианты увеличения доли свободы и ответственности в их жизни: например, включить во внеклассную работу, разрешить что-либо сверх обычного.

Чего нельзя делать?

* Поспешные выводы о том, что ваш ребенок ужасен или же наоборот, несправедливо обвинён. Сначала нужно разобраться в ситуации.

* Проявлять ответную агрессию: кричать, бить, ругать, унижать и т д. Это укрепляет убеждение о том, что сильный может безнаказанно обращаться со слабым как угодно

* Стыдить и обвинять детей. Это вызывает желание отыграться на жертве в дальнейшем.

* Взывать к сочувствию, давить на жалость и делать акцент на описании того, что чувствует жертва: это может усиливать презрение к беспомощному состоянию, вызывать удовлетворение от собственной способности разрушительно влиять на чужую жизнь.