(8652) 99-17-86
Формирование ответственности

Кому из нас не хотелось бы, чтобы наш малыш вырос ответственным, способным отвечать за свои слова и поступки человеком? И хотя это качество свойственно скорее взрослой личности, закладывается оно именно в детские годы. К сожалению, чувство ответственности не дается нам от рождения, и его нельзя автоматически приобрести, достигнув определенного возраста.Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

— авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

— родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

— авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, «порядок есть порядок». Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

«Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Как действовать?

В любой из зон ответственности, можно выделить посильные дела, которые можно поручить ребенку. Решите вместе с ребенком, что он будет делать самостоятельно каждый день.

Напоминайте малышу о его обязанностях. И необязательно словами. Можно, например, повесить на холодильнике табличку с картинками дел.

Система поощрений является важным условием, без которого все ваши благие намерения теряют смысл. Например, за каждое выполненное дело малыш может приклеивать в табличку веселую наклейку. А в конце недели, если набралось оговоренное заранее количество наклеек, он получает какое-нибудь вознаграждение. Важно, чтобы все условия были заранее известны ребенку, это станет для него стимулом для ответственного подхода к своим обязанностям. И ни в коем случае не обманывайте ожиданий малыша. Если он все делал правильно, он обязательно должен получить долгожданную награду.

Конечно, чудо не происходит сразу. Воспитание ответственности – долгий процесс, требующий от родителей определенных усилий и терпения. Важно помнить, что ответственное поведение близких является залогом развития ответственности у ребенка. Малыш словно губка естественно и без усилий впитывает отношение родителей друг к другу и ко всем членам семьи, к работе, к посторонним людям. Если он видит, что в семье всегда выполняются обещания, то будет копировать именно такое поведение и сделает его основой своего характера.

С наилучшими пожеланиями, специалист «Телефона доверия» Нина

Источник