(8652) 99-17-86
Самоповреждающее поведение подростков

 

 

 

На сегодняшний день мы часто сталкиваемся с самоповреждающим поведением у подростков. Тревогу и страх испытывают не только родители, педагоги, но и психологи.

Как различить чем отличаются самоповреждающее поведение с суицидальными целями и самоповреждающее поведение демонстративного характера? Психолог, психотерапевт Стивен Ливенкрон дает следующее определение: «Самоповреждение – путающий барьер, который не позволяет нам увидеть человека, который теряется в боли и отчаянно нуждается в помощи». Еще одно определение: «Самоповреждение как намеренное нанесение себе телесного вреда, имеющего малую вероятность летального исхода, социально не приемлемое по своему характеру и производимое с целью уменьшить и/или справиться с психологическим дистрессом». На сегодняшний день существует большая разница отношения к телу между подростками России, Европы и тем более Африки. Многие исследователи говорят о том, что татуировки на теле могут выглядеть таким образом, что они могут напоминать самоповреждающее поведение. Трудно понять где же эта граница между самоповреждением и желанием украсить себя. Хотя татуировки сейчас принято накалывать во всем мире.

К признакам не суицидального  самоповреждающего поведения (НСП) относят множественные шрамы, свежие порезы, сильные царапины, синяки и другие раны. Всегда имеют при себе острые режущие предметы.  Носят одежду, которая полностью закрывает руки и ноги, даже в жару. Часто запираются в комнате. Они часто говорят о беспомощности, одиночестве, собственной бессмысленности.  Обычно повреждают руки, ноги, нижние конечности. Многие подростки отмечают, что это – следствие неспособности справиться с психологическим напряжением и душевной болью. Наблюдаются трудности в распознавании, понимании, контроле, выражении эмоций. Наиболее распространены переживания безнадежности, паники, гнева, ненависти к себе, растерянности, отверженности.

Наиболее распространенные виды НСП прижигания, которые обычно совершают либо сигаретой, либо зажигалкой, либо чем-то горячим. Обычно ранят руки, ноги (нижние конечности), реже торс и делают это в основном перед сном. Порезы, царапины. Так же это могут быть удары и щипки, выдергивание волос, навязчивые прокалывания кожи. Часто это действия, которые мешают заживлению ран, болячек. В основном руки себе режут девочки около 60%, а мальчики прижигают себя или наносят себе глубокие порезы.

К факторам риска НСП относят подростковый возраст, чувство безнадежности, одиночества, низкая самооценка, негативное представление о себе и других. Проблемы буллинга. Чаще всего могут быть конфликты и кризисы в семье, конфликты со значимым родителем, когда нет теплых и доверительных отношений. Импульсивность, сниженный контроль, эмоциональная лабильность. Употребление ПАВ, друзья которым хочется подражать. Фактор семейной враждебности и постоянного критицизма. Психические расстройства, пограничные расстройства личности, депрессии, расстройство пищевого поведения, ПТСР.

Начинается это в подростковом возрасте и проходит к 20-22 годам. По некоторым исследованиям 45% наносят себе резанные раны, но скорее всего цифры несколько выше, т.к не все обращаются за помощью и многие скрывают этот факт. Достаточно многие случаи самоповреждений связаны с дистрессом, но есть случаи, связанные с позитивным подкреплением. Очень трудно определить, чем отличается самоповреждение от последовательных демонстративных попыток. Если это делается один раз, то это скорее всего эксперимент. Часто это привлечение внимания у противоположного пола, чтобы показать на сколько сильны чувства или доказать что-то, проверить на прочность.  За последние 20-30 лет изменилось отношение к телу, значимость внешних проявлений стала более весомой. Подростки стремятся работать над собой, над своим телом и т д. Человеческое тело ставиться на какой -то высокий уровень, при этом в подростковом возрасте именно тело вызывает наибольшие проблемы у детей (то ноги короткие, то длинные, прыщик появился это ужас, темненькие красятся в белый цвет, светленькие, наоборот, кто-то недоволен носом или ушами. В это время, меняется гормональный фон, и само тело растет не всегда пропорционально. Главным является кризис идентичности –Я должен кому-то соответствовать. Кроме того, раздвинулся сам подростковый возраст, так называемая зона безвременья. На образование уходит очень много времени, и современные подростки взрослеют позже, чем подростки предыдущего поколения. Кризис идентификации затягивается, становится более травматичным. Так же это то, что очень характерно для подростков- это эмоциональная нестабильность. То идеализация, то не идеализация, так же в подростковом возрасте проблемы с самопереживанием. Часто наблюдается такая дихотомическая картина - либо все плохо, либо все хорошо. Есть ли жизнь после смерти, то ли умру, то ли не умру. Также романтизация своего образа, попытка быть необычным –это очень способствует экспериментированию со своим телом. Заражение друг от друга какими- то ритуалами, один начинает резаться и сразу другие начинают резаться. Восприятие себя как своего по определенным порезам, то есть наш человек, он из нашей группы они так узнают своих.

Причины, по которым дети могут прибегать к НСП следующие: Чтобы справиться с утратой, травмой, насилием. Чтобы наказать себя. Перевод психологической боли в физическую. Чтобы почувствовать эйфорию. Чтобы восстановить контроль над своим телом. Чтобы справиться с тревогой или депрессией. Чтобы восстановить контроль над своим телом. Часто значимым является вес тела, когда начинают садиться на диету, поела, сорвалась и потом наносят себе порезы (я бы хотела его наказать, я вообще ненавижу это тело.) Чтобы чувствовать себя реальным. Часто, когда есть ощущение пустоты, некой деперсонализации у подростков, как бы не мое тело, не чувствую ничего, потерял чувствительность, все серо, все не интересно и т.д. Одна из частых причин, это разрядка от гнева, прижег себя и злость как бы прошла. Не клиническая деперсонализация рассматривается часто как защита от тревоги, когда человек уже не может справляться с тревогой и он как бы теряет чувствительность. И когда они режутся, то они как бы ощущают себя живым и возвращают к реальности, но это не клиническая деперсонализация. В самом общем виде известно, что при нанесении себе боли срабатывают механизмы, когда выбрасывают эндорфины в кровь, и это рассматривается как физиологический механизм, когда при причинении себе порезов возникает ощущение удовольствия и так закрепляется это поведение, как бы позитивное подкрепление. Но известно, что чем чаще наносятся самоповреждения, физическая боль притупляется, снижается болевой порог и снижение чувствительности вообще.

В чем же разница между СП с суицидальным характером и суицидами. При суициде - цель стремление к смерти или показание стремления к смерти. А при СП нет такой цели, здесь совершенно другие цели это может быть, как привлечение внимания, но они не используют смерть как механизм исполнения целей.

Взрослые сначала реагируют испугом, а потом довольно часто испытывают злобу, раздражение, но чаще злость. Учителя так же часто испытывают злость, часто беспомощность. Они боятся и часто относят это в сторону какого-то криминала, что не соответствует действительности. Трудно сочувствовать, когда это повторяется регулярно и часто родители проявляют деструктивное поведение. Важно понять, что же происходит с ребенком, зачем ему это нужно, что он получает, его мотивы. И психолог становиться неким медиатором между подростком и взрослыми. Грамотная работа с родителями снижает напряженность этого явления. Родителям важно не впадать в панику и гиперконтроль т.к. одна из частых реакций, это контроль, а он нарушает эмоциональные связи, которые лежат в основе влияния друг на друга в семье. В случае повышенного контроля ребенок все больше начинает защищаться и отодвигаться, и родитель теряет связь с ребенком.

Важно быть внимательным к своим детям и вовремя обращаться к психологу за помощью.

С уважением консультант телефона доверия Анна